Расчехлили «дермометы»

В Кировской области любые выборы, а, вернее, сам электоральный процесс всегда выглядит дико и парадоксально, превращаясь в анекдоты и обрастая самыми невероятными фактами. Такое ощущение, что некто запускает вентилятор, а остальные участники процесса лопатами бросают на него грязь. В итоге к концу выборов все по уши заляпались, а электорат голосует только по понятной одному ему логике.

Вспомнить хотя бы все эти прекрасные истории про официальную зарплату в тысячу рублей одного из олигархов, а ныне представителя области в Нижней палате Парламента. Или анекдоты про то, как один знаменитый технолог отдался сразу двум противоборствующим сторонам… И таких историй, сколько бы времени ни прошло с момента тех или иных выборов, много. Более того, они обрастают подробностями, становясь чем-то наподобие фольклора.

Вот и нынешняя избирательная кампания запомнится нам надолго. Ибо, начавшись с банального праймериза главенствующей партии, она переросла в масштабную контркампанию. И это при том, что пока ни один реальный кандидат официально не объявлен, в том числе и со стороны оппозиции.

Подстава на подставе

Страшно представить, чем будут заправлять свои «дерьмометы» противные стороны в «настоящие» выборы, ведь создается полное ощущение, что запас креатива начинает иссякать.

Впрочем, до борьбы реального компромата пока не дошло. Да и навряд ли дойдет: местные СМИ уже давно подсели на слухи, сплетни, домыслы и информацию анонимных источников с душком того самого компромата. Так что немногочисленную армию читателей газет (большая часть из которых — те самые «герои» и «антигерои») навряд ли можно чем-то удивить, разве что обвинениями в поедании младенцев отдельными представителями политической и бизнес-элиты. Вот и получается, что нужна видимость достоверности. И эта видимость появилась.

Еще до начала праймериз, в аккурат к приезду едросских боссов Володина и Суркова, всплыла некая аналитическая записка, реальный автор которой до сих пор неизвестен. Выдержки из нее тут же разнесли СМИ, а несколько листочков аналитики были выложены в Интернет. Чуть позднее, опять-таки в Сети, «доброжелатели» выложили еще несколько приложений к аналитике. Но полной версии так и не появилось. Креатив иссяк.

Поскольку в аналитике упоминался Олег Валенчук, тут же был создан обратный фон и включены «переключатели»: оппозиция единороссам в лице ЛДПР, Справедливой России и КПРФ выступила единым фронтом, обозначив для себя общего врага — Валерия Крепостнова. До кучи вспомнились прежние дела, а лидеры фракций достали из ящиков, видимо, давно тщательнейшим образом собираемый компромат. Указав пальцем в сторону партии власти и пошумев на предмет модных нынче терминов «коррупция»,«томограф», «лес», лидеры разошлись читать газеты, любоваться на себя в телевизоре и заботиться о народе.

Игры не для нас

А дальше началась другая игра. Потому что праймериз — внутрипартийное голосование на предполагаемых будущих кандидатов в депутаты на выборах в Законодательное собрание области — продолжился. И военно-полевые действия только уже самих единороссов перешли в избирательные округа. И здесь «брат» пошел на «брата». Действующим депутатам Государственной Думы, а точнее, лишь двоим из них, кровь из носа, но нужен был результат любой ценой. Чтобы показать вышестоящему руководству, от которого зависит, «пустить» их в будущий созыв Нижней палаты Парламента на Охотном ряду или нет, что они достойны и дальше представлять интересы вятского народа.

Конечно, мы понимаем, что это банальность и ширма, но то, будут ли они носить на лацканах своих дорогих пиджаков этот маленький, но такой влиятельный значок депутата ГД, зависит как раз от праймериз. А на войне все средства хороши: праймериз — дело партийное, избирком к этому процессу не подключен, вот и получается, что на каждом округе можно делать что хочешь и как хочешь. Например, не пустить юристов из избирательного штаба и наблюдателей. Поле для деятельности — непаханное.

Вот пример: праймериз в 21 округе — Ленинском районе Кирова. Каким-то невероятным образом зал, где проходило голосование партийцев при своей фактической вмещаемости — 196 человек, вместил 206 (а именно столько значится анкет для голосования). Победители здесь — Игорь Игошин, набравший максимальное количество голосов, а следом за ним — Вершинин и Булдаков. Если с Игошиным более-менее понятно, все же человек публичный, да и при значке, то про остальных — кто эти люди? К слову о публичности: еще один кандидат здесь был Владимир Агалаков, депутат ОЗС, медик, вроде бы уважаемый и известный, но… Но занявший лишь четвертое место. Что весьма странно.

«Все о народе думаете»

А на прошлой неделе город снова вздрогнул: в руках оппозиции оказался якобы внутренний документ, описывающий действия с точки зрения технологии выборов. Нашелся этот документ, относящийся к округу в Вятских Полянах, почему-то в Шабалинском районе. И почему-то сразу же оказался в руках коммунистов. Только слабоумный поверит в то, что утечка не произошла из самой «Единой России».

Что это — запуск процесса саморазрушения, проявление мазохизма или все-таки опять дело рук умельцев, создавших и распространивших ту самую аналитику? Любой технолог, профессионально занимающийся выборами, скажет, что такие документы, если они существуют, вот так запросто «не утекают». Для этого нужно, как минимум, желание его «слить». А в нашем случае все произошло по самой классической схеме: документ — канал СМИ (газета) — публичное мероприятие (пресс-конференция КПРФ). Если верить пресс-релизам коммунистов и распространяемой таблице, то на ней не указан даже автор, нет печати, а свойства документа, где можно было бы узнать имя владельца компьютера, пусты. Нет никаких признаков реального происхождения документа. С таким же успехом можно составить еще одну подобную таблицу, разослать в СМИ, отдать оппозиции и смотреть потом, что из этого получится уже по телеку.

Непонятным остается еще одно: если в руки оппозиции попадает такой весомый документ, то почему бы не удержать его до настоящей выборной кампании? Почему его нужно было обнародовать сейчас, в самый разгар праймериза «Единой России», когда эффект от него для реальной борьбы и реального результата — мизерный? Ответа на этот вопрос мы так и не узнаем…

Источник: «РепортерЪ-Онлайн«